Лоза винограда была распространена по всей Европе, вплоть до побережья Балтийского моря. В средние века, как впрочем, и сейчас, виноградную лозу можно было встретить не только на виноградниках, но и на фасадах домов, в садах горожан и крестьян. Но не только виноград как декоративная лиана привлек внимание людей. В их поле зрения попали и другие вьющиеся растения, однако обычно на первом плане стояло все же их утилитарное использование.
С развитием культуры садоводства появились различные опорные конструкции, поддерживающие нуждающиеся в этом растения. Ими стали крытые аллеи, арки, беседки, шпалеры, перголы и т. д. Что подсказало человеку поставить опору для вьющегося растения, доподлинно не известно. Считается, что первым образчиком сложного опорного устройства для лиан была беседка. Именно ее использовали при выращивании винограда в Древнем Египте, о чем свидетельствует сохранившийся рисунок тех времен.
Под роскошным пологом вьющихся роз располагались покои легендарной ассирийской царицы Семирамиды, правившей в 9 веке до н.э. Под сводами беседок, увитых плющом и виноградом, вели философские беседы выдающиеся умы Эллады. Лианами древние греки украшали стены своих храмов и жертвенников. Римляне виноградом и плющом оплетали беседки, которые устанавливали в больших садах на пересечении аллей. В маленьких двориках вьющимися растениями декорировались стены домов, что создавало иллюзию простора. Для защиты от солнца дороги превращали в крытые аллеи, высаживая вдоль них виноград и плетистые розы.
Изображения беседок, увитых виноградом и другими растениями, дошли до нас из стран Ближнего Востока и Вавилона. Беседки, служившие местом отдыха, раздумий и созерцания, игр и свиданий, музыкальных упражнений, нашли себе место в садах Франции, Китая, России и других стран Старого и Нового света. Их возводили, как правило, в укромных уголках аллей или на их пересечении либо в местах, где открывались хорошие точки обзора. Являясь неотъемлемой частью светской жизни, беседки разных эпох значительно различались. В средние века они представляли собой сооружения с ажурной крышей, которую поддерживали столбы или опоры. Вокруг беседки высаживали жимолость и розы. С приходом Ренессанса (эпоха Возрождения) беседки строили как открытые или закрытые помещения из дерева, кирпича или камня, декорируя их лианами. Но предпочтение отдавалось сводчатым аллеям - этаким сумрачным лабиринтам, сплошь увитым зеленью. В эпоху барокко, пришедшему на смену Ренессансу, беседки создавались из подстриженных деревьев и кустарников, а вьющимися растениями прикрывали стены домов. В период сменившего его рококо с помощью лиан создавались настоящие зеленые кабинеты и залы.
Со второй половины 17 века в парковую архитектуру пришел классицизм с его симметрией и геометрической планировкой. Но в это же время появились и так называемые сентиментальные сады. В них возводились сооружения, связанные с античной мифологией, строились сельские домики, китайские павильончики. Все утопало в зелени вьющихся растений. Постепенно сентиментальные сады преобразуются в романтико-ландшафтные, где господствуют большие беседки и оранжереи, в которых выращивают редкие растения - гордость хозяев. Создаются композиции, напоминающие естественные ландшафты. А личная жизнь укрывается от любопытных глаз стеной из жимолости и плетистых роз. Появившийся в конце 19 - начале 20 века стиль модерн принес с собой настоящий лиановый бум, который окончился с началом первой мировой войны. Позже вьющиеся растения стали считаться ненужной деталью, нарушающей строгий облик новой архитектуры. И лишь угроза урбанизации природы* заставила вновь вспомнить о вьющихся растениях, так как только лианы могут расти там, где посадить дерево или кустарник невозможно из-за очень ограниченного пространства.
Как видим, уходили эпохи, менялись вкусы людей, совершенствовались конструкции, поддерживающие растения, и сам строительный материал, но лианы - верные спутники человека и в наши дни, как и много веков назад, преображая не всегда радостную окружающую среду воздействуют на чувства человека, давая повод для раздумий, философских размышлений и поэтических мечтаний.
*Урбанизация природы - явление трансформации естественных природных ландшафтов в искусственные, под влиянием застройки.