Автор Тема: Аранжировка  (Прочитано 2744 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Аранжировка
« : 23 Декабрь 2018, 11:33:27 »
Из истории европейского букета.
Известный немецкий романист XIX в. Бертольд Ауэрбах писал: «В истории цветов заключается часть истории человечества». И действительно, из глубины веков дошли до нас сведения о том, что еще в древности люди поклонялись цветам, приносили их в жертву богам, украшали храмы и различные церемонии.
Вот как, например, отмечался в Элладе праздник пробуждения Адониса - бога юности, возлюбленного Афродиты. Согласно легенде, он был убит на охоте, но безутешная Афродита умолила Персефону воскресить его. Та согласилась, однако с условием: Адонис будет жить лишь 6 месяцев в году, весной и летом, а осенью умирать. И каждую весну женщины высаживали красочные цветы в глиняные плошки, горшки и корзины, выставляли их на крышах, окнах, у дверей, несли в торжественных процессиях. Может быть, именно эти «садики Адониса» послужили впоследствии римлянам примером для разведения садов на крышах и стали прообразом комнатного цветоводства.
Читать далее

Были ли в Древней Греции профессиональные аранжировщики цветов, неизвестно, но вполне возможно. Есть свидетельства о существовании в Карфагене цветочного магазина, а в Афинах - рынка, где даже зимой можно было купить венок из фиалок. Из Древнего Египта в Грецию пришел обычай украшать голову венками: знатные персоны носили миртовые, полководцы и победители спортивных состязаний - лавровые. Полагались они и богам: Аполлон, например, изображался с лавровым венком, Афродита - с розовым.
Римские завоеватели наряду с другими достижениями культуры переняли у греков основные формы цветочных украшений и обрядов. Однако вскоре их простая и строгая гармония сменилась монументальным и пышным искусством. Во время празднеств улицы городов буквально засыпались цветами, крыши домов превращались в обильноцветущие сады, а на фасадах вывешивались тяжелые лавровые гирлянды. Небольшие жезлы, увитые цветами, которые в Греции несли мальчики во время шествий, римляне преобразовали в двухметровые тирсы. Стены и потолки пиршественных залов они украшали огромными гирляндами, полы сплошь покрывали лепестками, а гости получали венки и букеты (некоторым цветам, кстати, приписывалось отрезвляющее действие). Все это делалось руками рабов и служило прославлению силы и богатства империи. Ведь цветочный декор всегда отражал политические, социальные, философские и эстетические воззрения той или иной эпохи.
В Северной Европе до распространения христианства у многих языческих народов существовал культ растений, они были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Люди верили в их магическую силу. Например, отправляясь на охоту, прикрепляли к одежде или головному убору зеленую ветку, чтобы оградить себя от злых духов, утешиться в печали. Растения служили и в качестве символов. Так, у древних германцев дуб означал войну, славу, победу, липа - мир, береза - весну. Во время зимнего солнцестояния жилища украшали ветками вечнозеленых хвойных деревьев, олицетворяющих скорое пробуждение природы.
Многие обычаи язычников, утратив свое религиозное и мистическое содержание, дошли до наших дней, победили сопротивление христианства, а частично и проникли в него. Это новогодняя (рождественская) елка, украшение домов и храмов ветками березы весной в церковный праздник Троицы, а ивы - в вербное воскресенье. В некоторых странах Европы и сегодня сельские праздники проходят под липами (символ мира).
С появлением христианства языческие обряды, в которых проявлялось единение человека с природой, все больше и больше выхолащиваются, пока не оказываются под запретом. Даже символика и использование цветов приобретают иной характер. Вместо того чтобы украшать быт людей, в эпоху аскетического средневековья они становятся принадлежностью алтарей. Растения разводят главным образом в монастырях и, кроме декорирования храмов, применяют в лечебных и кулинарных целях.
Эпоха Возрождения возвращает человеку его веселый нрав, веру в себя, любовь к красоте во всех ее проявлениях. Людей охватывает настоящая страсть к цветам. О них поют миннезингеры, ими украшают свои костюмы мужчины и женщины, а в праздники вновь танцуют под липами. И если цветущие растения на полотнах художников средневековья указывали лишь на присутствие святых, помогали безграмотным расшифровывать смысл картин, то во времена Ренессанса все чаще и чаще изображается прелесть самих цветов. Появляются картины «ботанистов», изображающих на своих холстах удивительные коллекции растений, и «флористов», рисовавших пышные прекрасные букеты. Они нарасхват раскупаются вельможами разных стран. Натюрмортам пытаются подражать в «живых» букетах, которые в XIV - XV вв. начинают свое триумфальное шествие по Европе.
Форма композиций меняется. Если в эпоху позднего средневековья они еще
грубы, маловыразительны - соответственно тяжелой мебели, вазам из олова и простого фаянса, то с приходом в архитектуру и искусство стилей барокко и рококо, затейливой мебели, ваз из стекла и фарфора - становятся красочными, изящными. На торжествах развешивают волнообразные гирлянды из растений. Цветы для букетов коротко подрезают и крепят на проволоке.
В XVIII в. с развитием буржуазнокапиталистического общества воцаряются точные, ясные и чистые формы классицизма. Это сказывается и на аранжировке. А в XIX в. в Европе входят в моду ручные портбукеты: цветы вставляют в картонную (иногда фарфоровую, серебряную) воронку, обтянутую кружевом, атласом, тюлем; стебли укладывают во влажный мох и прикрепляют проволокой. Очень популярны громоздкие композиции в вазах, корзины с золотыми шнурами и кистями, целые цветочные панно на проволочном каркасе, покрытом мхом.
В первой половине XIX в. в Австрии и Германии рождается новый стиль - бидермейер (по-немецки - обыватель). Он напоминает ампир, но носит более интимный, домашний характер. Именно в это время появляется пестрый букет-бидермейер - тарелкообразный, круглый, куполообразный, окруженный кружевом, тюлем. Он и поныне очень широко используется в разных странах, в том числе и у нас в Прибалтийских республиках, в качестве букета для невесты.

Быстро богатеющие буржуа-нувориши меняют вкусы общества, поскольку именно они диктуют моду, становятся главными заказчиками. Веселый, пестрый, как клумба или торт, «обывательский» бидермейер уже не устраивает их своей непритязательностью. Теперь основное требование к букету - представительность, пышность, высокая стоимость. Насыщенные аранжировки на проволочных каркасах подчеркивают богатство покупателя. Такие редкие и дорогие растения, как орхидеи, антуриум, стрелиция, красота которых подчеркивается при бережном, экономном их использовании, ставятся массой. В этот период венский декоратор Ганс Макарт и создает пышный букет веерообразной формы, в котором наряду с живыми цветами участвуют сухие отбеленные и крашеные травы, пальмовые листья, павлиньи перья, сухие и искусственные цветы. Несколько измененный стиль, более простой и естественный, можно встретить в Европе и сегодня.
После первой мировой войны определенная демократизация европейского общества приводит к переменам в аранжировке. Цветы становятся доступнее, они появляются в домах средней буржуазии и рабочих. Время огромных дорогих букетов прошло, они остаются, в основном, как украшение общественных зданий. Обычный покупатель предпочитает более простые, скромные и естественные.
Постепенно декораторы отказываются от короткой подрезки цветов, проволочных каркасов. Здесь, безусловно, сказалось и знакомство с древним японским искусством икэбана. Однако, испытав его положительное влияние, европейский стиль не стал подражательным, он верен своим традициям. В то же время японская аранжировка, покорившая наши сердца поэтическим и философским звучанием, экономным использованием материала, также зримо ощутила на себе влияние Запада (особенно ярко проявилось это в современных композициях школ Согецу и Охара). Взаимное же влияние традиций при условии сохранения в каждой стране национальной само-бытности обещает нам много новых находок в искусстве аранжировки. 
Е.Я. Юдаева,
Цветоводство № 6, 1988 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #1 : 23 Декабрь 2018, 11:44:28 »
Размышляя над этим искусством.
«Глубокие размышления вызывают композиции лучшего аранжировщика Латвии В. Калвы, - пишут в своей книге «Цветы и фантазия» известные молдавские декораторы Е. Черней и Л. Ширева. - Центром, кульминацией композиции Калва считает цветок и умеет как никто другой подчеркнуть своеобразие красоты этого необыкновенного творения природы с помощью дополнительных элементов - веток, листьев, стеблей, коряг, камней. Его работы всегда имеют четкий силуэт, глубоко продуманны и философичны. В. Калва избегает внешних эффектов, отсекает все лишнее. ...Глядя на его «задумчивые цветы», понимаешь силу искусства цветочной композиции, ее способность донести до зрителя самую глубокую мысль». Эти особенности творчества мастера отражают его позиции в аранжировке. Свое кредо Владимир Калва излагает в публикуемой ниже статье.
Читать далее


Советскую школу цветочной аранжировки с самого начала отмечало серьезное содержание (правда, часто слишком прямолинейное). Форма лее композиций совершенствовалась по мере овладения мастерством. Сегодня, когда в этом направлении достигнуты большие успехи, нередко наблюдается обратный процесс: остается содержание.
Между тем, обе категории взаимосвязаны. Если форма - способ существования композиции, организующий внутреннюю связь ее элементов, то содержание - движущая сила, заключающая в себе возможность беспредельного развития. Форма ограничивает содержание и потому в зависимости от него меняется. Только если они едины, достигается гармония.
У настоящего художника содержание и форма рождаются в процессе творчества одновременно, а не подгоняются друг к другу. Каждый элемент композиции одинаково важен и помогает раскрыть общий замысел.
Если же форму оторвать от содержания и объявить, что она красива сама по себе, это и будет формализм. В то лее время необразное, прямолинейное содержание всегда грешит натурализмом. Избегаем ли мы подобных тенденций в своей практике? Увы, нет.
Создание образа в аранжировке и есть искусство. Ведь содержание не всегда адекватно девизу - оно может быть значительно глубже, чем сказано словами.
Но для этого надо уметь образно мыслить и видеть. Большинство зрителей не подготовлено к такому восприятию, и потому некоторые аранжировщики попросту играют на их невзыскательном вкусе. Да и члены жюри чаще всего рассматривают работы, как салат на блюдечке. Многие из них даже не знают, например, что монументальные композиции полагается смотреть издали, как картину, тогда каждый мазок занимает свое место в общем колорите и все оживает.
Какими бы удачными ни были отдельные элементы, они «не сделают» произведения в целом. Ведь и японцы говорят: «Красивые цветы не одно и то же, что икэбана».
Итак, главное в композиции - это образ, который раскрывает содержание не напрямую, а скорее намеком, ассоциациями. Истинный мастер обязательно найдет способ, как передать свои мысли и чувства в аранжировке. Тогда и зритель не пройдет равнодушно мимо, а будет долго созерцать ее.
Исходя из многолетних наблюдений на всевозможных выставках цветов, я разделил композиции на две основные группы, в которые включил работы самого разного уровня. С моей «систематикой», конечно, можно не согласиться, но есть над чем подумать.
Нехудожественные.
Банальные. Их делают люди, у которых просто не хватает вкуса. Однако это свойство бывает как врожденным, так и благоприобретенным. Чтобы развить хороший вкус, нужно учиться видеть подлинно прекрасное, воспитывать в себе чувство меры, гармонии. И не только в области аранжировки. Лишь широкий культурный кругозор дает целостность художественного восприятия. В искусстве неуместен афоризм «О вкусах не спорят», оставим его для житейского обихода.
Банальные работы - скорее, антикомпозиции, которые искажают представление об аранжировке, создают впечатление о ее чрезмерной легкости и вседозволенности.
Примитивные. Это начальная стадия освоения мастерства. Выявляются какие- то контуры композиции, однако по техническому построению, замыслу и художественному воплощению она слишком проста.
Ученические. Порой наивные, но старательно выполненные работы. Часто они еще схематичны, неуклюжи, но исполнены добросовестно.
Спекулятивные, или вульгарные. Здесь аранжировщик, имеющий некоторый опыт и знания, старается «бить по мозгам». Всевозможные выкрутасы, изломы, скручивания претендуют на оригинальность, но главного - единства формы и содержания - нет. Иными словами, игра с материалом, технические трюки заслоняют мысль (если она была). Обычно такие творения сопровождаются громкими девизами, которые фактически не раскрыты, а на самом деле «король-то голый».
Конечно, случайный зритель может даже расплакаться, увидев вполне тривиальную композицию, сопровождаемую высокими словами, он поверит им и натуралистическому раскрытию темы. Но спекулировать этим стыдно.
Эпигонские. Подражательные работы или просто подделки. Нередко идея одного мастера бесконечно варьируется другими. Более «утонченный» вариант - подражание чьему-нибудь стилю.
Ремесленнические. Их делают люди с определенными навыками. Подобные композиции часто безукоризненны по технике, но бездушны, поскольку сделаны по канонам, а не по велению сердца. Авторы говорят: «Вон ту работу я поставил по 3-й форме, ту - по 5-й...» Что это за люди? Японцы? Может, учились в школе Согецу? Нет, наши доморощенные пуритане. Можно расставлять цветы и в японском, и в европейском стиле. Ремесло - тоже нужное дело, но искусство требует творчества.
В целом для нехудожественных аранжировок характерны примитивные или вульгарные девизы, прямолинейное со-держание и слишком натуральное его воплощение. Бывают и такие случаи: композиция в чисто японском духе снабжена подписью совсем «из другой оперы» на какую-нибудь житейскую или политическую тему, и это создает резкий диссонанс.
Художественные.
Мастерские. Композиции высокого уровня. Ремесленник обычно не воспринимает такую работу как единое целое. Он начинает ее расчленять на элементы, искать недостатки: пропорциональность нарушена, расстановка не по законам, колера не подходят и т. д. У него свой потолок мышления, выше которого он подняться не в состоянии.
Да, мастерские аранжировки можно упрекнуть во многих смертных грехах, но им нельзя отказать в одном - они талантливы и наделены индивидуальным почерком.
Ассоциативные. Чаруют и формой, и содержанием. В том же ряду стоят поэтические, которые отличаются задушевностью, берут за сердце. Многозначный, многоплановый замысел, образное воплощение волнуют зрителя, будят в его душе какие-то личные воспоминания.
Философские. Характеризуются мощным размахом мысли, большой силой и совершенством ее воплощения. Как правило, это монументальные работы, но они впечатляют не столько массой растений и размерами, сколько эмоциональным зарядом мастера, его интеллектом.
Конечно, каждому участнику выставки, конкурса хочется сделать что-то оригинальное. Для этого есть немало способов: применение обычного материала в непривычных комбинациях, ракурсах, изгибах или, наоборот, использование редких растений, уникальных ваз. Однако оригинальность не должна быть самоцелью, главное все-таки - воплощение определенной идеи.
Важно также оставаться верным самому себе, не подделываться под других. Даже учась у мастеров, надо вырабатывать свою концепцию. Только личные мысли, собственные приемы создают неповторимый авторский почерк.
По-моему, следует шире использовать местную посуду и растения, не забывать народные традиции. С одной стороны, это придает работам национальный или региональный колорит, с другой - усиливает индивидуальную манеру исполнителя.
Тот, для кого аранжировка - не ремесло, а искусство, должен быть в душе поэтом, только тогда он сможет говорить языком прекрасного. Некоторые, правда, считают, что достаточно знаний, технических навыков, приобретенных на курсах и в кружках. Но в мире нет таких школ, которые выпускают поэтов (в литературных институтах они лишь шлифуют свой дар). Человек должен сам неустанно идти вперед по трудной дороге, и пусть не усыпляют временные успехи, ведь путь долог - вся жизнь. Вот почему мне хотелось бы напутствовать молодых декораторов, решивших посвятить себя нашему удивительному делу, словами выдающегося латышского просветителя Лерха Пушкайтиса:
У человека есть две чести:
Одна накриканная, другая заслуженная.
Первая приходит с большим шумом,
Но бесследно уходит,
Другая приходит тихо, но остается навсегда. 
Цветоводство № 6, 1988 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #2 : 23 Декабрь 2018, 11:49:03 »
ГДР: какие дарить цветы?
Составить ручной букет для подарка или в дополнение к туалету - это целое искусство. Но и не прибегая к услугам профессионалов, неплохо знать, какие цветы годятся для того или иного случая.
Для подношения мужчине не подойдут маленькие изящные цветочки. Иное дело - длинностебельные розы, гвоздики или крупные хризантемы - белые, красные.
Даме можно подарить любые цветы, но лучше розовые, желтые.
При появлении на свет девочки - матери приносят розовый или красный букет, а мальчика - синий, фиолетовый.
В день рождения ребенка порадует пестрый букетик, молодую девушку - бутоны розовых или красных роз, женщину - раскрывшиеся розы, гвоздики. Пожилым людям лучше купить в дом цветущее горшечное растение, которое еще долго будет напоминать о госте.
Читать далее
Букет невесты зависит от ее роста, комплекции и свадебного туалета. Для невысокой и хрупкой - подойдет изящный букетик, который она будет держать двумя пальцами, или корзиночка. Если девушка высокая и крупная, предпочтителен большой букет, который носят на локтевом сгибе. Его делают из длинностебельных цветов, центр тяжести находится на руке невесты, а сами растения ниспадают.
Навещать больного лучше с нежными цветами изящной формы и без резкого запаха.
Несколько цветков, прикрепленных к подарку, покажут ваш вкус, изобретательность и внимание к человеку.
В любом случае при составлении букета следует придерживаться следующих правил:
головки располагают в разных плоскостях;
не допускают перекрещивания вверху вертикально направленных стеблей;
колючки, шипы, другие острые части растений не размещают снаружи;
крупные округлые соцветия не должны быть обращены друг к другу или вниз, а тем более свисать.
Важно также, чтобы дополнительная декоративная зелень соответствовала характеру основных цветов. Например, к гербере, садовой ромашке хорошо подходят злаки, а массивные хризантемы эффектнее смотрятся в сочетании с густооблиственными или несущими ягоды ветвями. Однако головки не должны исчезать в аранжировочной зелени. Пусть легкие злаки возвышаются над более тяжелыми цветами, а вьющиеся, ниспадающие побеги располагаются внизу.
Оберните букет в целлофан, не приминая его. Низ и верх соберите и обмотайте клейкой лентой, боковую часть упаковки также склейте. Для украшения сбоку на целлофане можно прикрепить бантик или ленточку бумажного серпантина того же оттенка, что и цветы. 
Реферат Т.В. Богомоловой
Цветоводство № 6, 1988 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #3 : 23 Декабрь 2018, 12:00:00 »
Курсы «Интерфлоры» - в совхозе «Пирита».
Занятия проходили 3 дня. Руководил ими глава шведской фирмы МРП Ронни Паульсен, а демонстрация образцов и проверка выполнения заданий были поручены штатному аранжировщику «Интерфлоры», неоднократному призеру международных конкурсов (в том числе и в Таллине) Ивару Форсу. Основными «студентами» стали, естественно, декораторы «Пириты», но к ним присоединились и коллеги из Москвы, Ленинграда, Литвы, Латвии.
В фойе с зимним садом административного здания совхоза каждому участнику выделили стол с вазами. Из срезанных цветов для работы можно было выбрать розы, гвоздику, герберу, фрезию, тюльпаны, хризантемы; из зелени - аспарагус перистый, нефролепис и др.
Ивар Форс показал 4 вида композиций и предложил их повторить, соблюдая определенные технические правила. Часть их носила общий характер, как то:
Читать далее
тщательно просматривать весь материал, удалять лишние листья (поврежденные, некрасивые и те, что могут попасть в воду);
обрабатывать стебли только острым ножом, а не секатором, срезы делать гладкими, чистыми и длинными;
форму букета избирать в зависимости от длины цветоносов (проверяется целесообразность их укорачивания).
Одна из основных заповедей «Интерфлоры» гласит, что надо не только создать красивую композицию, регламентированную каталогом, но и обеспечить максимальный срок ее свежести.
Конкретные требования предъявляются к отдельным видам композиций.
Букет. На занятиях осваивалась техника исполнения округлого букета, связанного по спиральной системе. Коротко она заключается в следующем. К двум скрещенным цветкам, которые держат в левой руке (первый, самый высокий, - строго вертикально), по одному добавляют следующие - против часовой стрелки по спирали (рис. 1а). Стебли зажимают большим и указательным пальцами, придерживают средним. После того, как собраны все цветы и добавлена зелень, подправляют основные линии (не ослабляя «зажима»). Затем на 1/3 высоты снизу синтетической бечевкой дважды туго обматывают центр скрещения побегов и завязывают узелок (рис. 1б). Если внизу стебли оказались различной длины, их подравнивают секатором. Правильно сделанный букет может стоять на столе без вазы.

Такой вариант заказа часто исполняют из одной цветочной культуры - гвоздики, роз, хризантем, тюльпанов или с добавлением зелени.
Подарочная композиция. Для этого вида изделий в качестве держателя магазины «Интерфлоры» используют только оазис, или пиафлор, - специальный влагоемкий пористый материал. За несколько минут (в зависимости от марки) кусок его напитывают водой и кладут в вазу. В настольных композициях он не должен доходить до края посуды, чтобы можно было в дальнейшем подливать воду. В прозрачном сосуде оазис маскируют, засыпая зазоры между ним и стенками крашеным мелким известняком соответствующего растениям колера.
Сначала размещают листья, желательно нескольких видов. Сегодня в большой моде аранжировки с декоративнолиственными тропическими культурами (диффенбахия, фикус, кротон, санхеция, аукуба).
При нехватке дополнительного материала в композициях из роз можно использовать их же листья, удаленные в процессе подготовки стеблей. Для этого их скрепляют тонкой проволокой (рис. 2).
Заполнение оазиса начинают снизу, соблюдая строгую симметрию (обычно делают четырех- или трехстороннюю аранжировку). Листья располагают горизонтально или чуть наклонно, но не торчком вверх, поскольку это вносит беспокойство.
Последний этап - расстановка цветов (рис. 3). Благодаря длинному косому срезу они легко входят в оазис и плотно фиксируются. Схема размещения включает основные линии и дополнительные. Цветы на коротких стеблях рекомендуется использовать с собственными листьями, которые обязательно должны быть обращены к зрителю лицевой стороной.
Корзина. Дно выкладывают полиэтиленовой пленкой (за рубежом - в процессе изготовления корзины). Форма композиции обычно правильная - круглая, овальная, прямоугольная. Довольно широко практикуется сочетание срезки в оазисе с горшечными растениями, которые ставят прямо в горшках или выколачивают.
Венок. Основой служит соломенный обруч, который обкручивают веточками хвойных или вечнозеленых лиственных. Оазис находится в пластмассовой сетчатой коробке (крепление проволочными скобками с обратной стороны венка). Очередность декорирования та же - сначала листья, потом цветы. Сохраняется и принцип основной линии (ее в данном случае называют длин-ной, или центральной) и вспомогательных (боковых). Отверстие обруча растениями не закрывают. Последняя операция - фиксация на шпильке визитной карточки покупателя или траурной ленты.
В траурных изделиях растения укрепляют проволокой, которая должна плотно и плавно обвивать стебли. Техника работы зависит от цветочной культуры. Например, у гвоздик обычно проволоку втыкают в чашечку и закручивают вокруг побега. Но если верхний листовой узел расположен близко, то лучше пропустить кончик сначала через него, затем сквозь стебель и только после этого зафиксировать в чашечке (рис. 4).
Стебли тюльпана обматывают одним листом, затем проволокой (рис. 5а), прикрывают вторым листом и закрепляют его (рис. 5б). Для удобства фиксации цветка в изделии при такой предварительной подготовке нижний конец куска проволоки оставляют, верхним обвивают стебель и тоже опускают его вниз. Получается вилка (шпилька), которую подравнивают секатором. Можно использовать дополнительно нижние листья тюльпанов. Их сгибают петлей и протыкают кусочком стебля, оставшимся после срезки.
Хочу подчеркнуть, что курсы «Интерфлоры» были посвящены так называемой коммерческой аранжировке, то есть изготовлению изделий для продажи. Потому форма композиций регламентировалась строго в соответствии с каталогами. Для тех, кто занимается этим искусством непрофессионально, для души, подобные условия вовсе не обязательны. Но технику работы с растениями полезно знать всем - и специалистам, и любителям.   
Цветоводство № 6, 1988 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #4 : 23 Декабрь 2018, 12:10:35 »
Цветы на праздничном столе.
Как бы отлично ни был сервирован праздничный стол, без цветов не обойтись. Это именно тот самый завершающий аккорд, который создает в готовом к приему гостей помещении особую атмосферу.
Как украсить цветами стол, зависит от цели торжества. Если, к примеру, речь идет о банкете, то конечно, большого смысла в каждый букет не вкладывается. Главная задача - распределить композиции равномерно (обычно по центральной продольной линии) и построить их так, чтобы растении не заслоняли лица гостей, не мешали официантам, не «лезли» в тарелки и блюда. Довольно традиционна в таких случаях треугольная форма компоновки.
А вот фантазии декоратора, оформляющего столик на двоих, предоставляется самое широкое поле деятельности. И тут уж «тема» вечера играет решающую роль. Все зависит от того, кто же сядет за этот столик. Молодожены или золотые юбиляры? А может быть, просто влюбленная пара?
Чтобы украсить домашнее торжество, возможностей еще больше, хотя цветов порой надо меньше. Например, в новогоднюю ночь достаточно поставить на стол вазу, бокал или блюдо с двумя - тремя цветками азалии или цикламена, декорировав их листьями любых комнатных растении, золочеными или посеребренными бантами, шишками, звездами, елочными украшениями. Очень модно сейчас «разбросать» по скатерти вокруг такой композиции стеклянные шарики, таинственно мерцающие при свете свечей.
Кстати, знаете ли вы, почему в настольные аранжировки часто включают свечки? Оказывается, их пламя «съедает» табачный дым, и он меньше мешает некурящим, не пропитывает мебель и портьеры. 
Цветоводство № 6, 1988 г.

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #5 : 23 Декабрь 2018, 12:29:42 »
Выдуманные цветы.

В зимнее время, когда живых декоративных растений мало и они дороги, для украшения интерьеров наряду с сухоцветами входят в моду фантастические, или выдуманные, цветы, сделанные из природного материала. «Сырье» нужно заготовить заранее: высушить всевозможные цветоносы, собрать ветки. Остальное зависит от вашего умения и изобретательности.
Вот, например, вариант с использованием стебля рудбекии. Характерный черный центр (трубчатые цветки) оставлен, но лепестки вокруг него сделаны совсем другие - из лунарии. 
Е.Я. Абрамова
Цветоводство № 6, 1988 г.

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #6 : 23 Декабрь 2018, 12:34:55 »
Вместо пиафлора.
За рубежом, как известно, в качестве основы для аранжировки из срезанных цветов применяют специальные легкие и влагоудерживающие синтетические материалы - пиафлор, оазис, в которых надежно фиксируются стебли. Поскольку у нас в стране их пока нет, омские декораторы в поисках аналогов «набрели» на отечественный утеплитель фенопласт. Его отходы можно приобрести по безналичному расчету на предприятиях промстройматериалов или в строительных организациях (материал выпускается кубами 150×150×150 см).
Вот уже 10 лет мы используем напитанный водой фенопласт для оформления выставок, сцен, составления корзин и других композиций. Цветы в нем прекрасно себя чувствуют. Так, розы не вянут 7 дней, гладиолусы распускаются до последнего бутона.
Для настенных аранжировок крепим куски проволочными шпильками к фону, в котором предварительно делаем отверстия. В низких вазах никаких приспособлений не требуется, мокрый фенопласт достаточно тяжел и стоит прочно. А вообще он удобен в обращении и позволяет создать композицию любой формы и величины. Советую попробовать. 
А.А. Ануфриев
Цветоводство № 6, 1988 г.

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #7 : 28 Декабрь 2018, 18:53:22 »
Икебана.
Более 60 лет назад молодой мастер икэбаны Софу Тэсигахара основал новую школу - Согецу. В этом названии, которое дало сочетание двух иероглифов «трава» и «луна», отразилось глубокое понимание художником природы и ее связи с бесконечной вселенной. Творчество Софу произвело революцию в мире классической икэбаны. Он впервые использовал в композициях материалы нерастительного происхождения, ввел целый ряд технических приемов, а благодаря его блестящему таланту и организаторским способностям древнее японское искусство снискало массу поклонников во всем мире.
Сегодня дело своего отца продолжает Хироси Тэсигахара. Под его руководством работы школы Согецу приобрели новое звучание. Ведь на манере, позициях этого мастера не могла не сказаться его вторая профессия - кинорежиссер. Отсюда и широкие философские обобщения, и поиск нетрадиционных материалов, непривычных форм контакта со зрителем, и желание вывести икэбану «на перекрестки улиц». Наряду с соблюдением основополагающих принципов искусства расстановки цветов для данного направления характерны абстракция образа, использование элементов коллажа, скульптуры.
Читать далее
Среди многочисленных любителей икэбаны в нашей стране довольно часто вспыхивают жаркие дискуссии между ревнителями классики и «авангардистами». А что думают по данному поводу в самой Японии, в частности, в школе Согецу? Об этом мы попросили рассказать советским читателям замечательного художника Хироси Тэсигахара.
Икэбана: традиции и современность.
Редакция журнала попросила меня написать о современном положении икэбаны в Японии и подробнее - о школе Согецу. Сам факт того, что я пишу эту статью, имеет прямое отношение к следующему.
В 1984 г. меня пригласили в Советский Союз, чтобы продемонстрировать искусство икэбаны. Показы в Москве и Ленинграде были с интересом восприняты широкой публикой, а некоторые эпизоды взволновали меня до глубины души. Не могли не тронуть встречи с членами московского клуба «Икэбана», которые с энтузиазмом и неимоверной серьезностью постигают наше искусство. Ведь рождению этого клуба предшествовали визиты в Советский Союз моего отца Софу Тэсигахара в 1968 г. и сестры Касуми двумя годами позже (их уже нет в живых). Надо сказать, что в те времена отношения между СССР и Японией еще не располагали к широкому культурному обмену. Тем не менее, в вашей стране нашлись люди, которые, познакомившись с душой икэбаны, поняли и по-настоящему полюбили ее.
Школа Согецу вообще активно поддерживает международные контакты в области искусства, в том числе и с СССР. Например, в 1986 г. мы показали в нашем токийском зале ряд современных советских кинофильмов, что вызвало живой и радостный отклик у молодежи. А год спустя параллельно с демонстрацией шедевра «Броненосец Потемкин» нам посчастливилось воспроизвести в живом исполнении музыку, созданную композитором Майзером для показа фильма в Германии (1926). Народ валом валил на эту программу, так что мест в зале не хватало для всех желающих.
Недавнее изучение общественного мнения выявило, что подавляющее большинство японцев - за расширение и углубление разносторонних обменов между нашими двумя странами. Ведь это приносит обоюдную пользу. Например, в работах Эйзенштейна мы видим следы влияния древнего театра Кабуки, а его фильмы, в свою очередь, оказали огромное воздействие не только на японское, но и на все мировое киноискусство.
Мне кажется, что в дальнейшем контакты, выходящие за рамки политических и экономических связей, будут все больше расширяться, даря нам новые творческие стимулы и духовно обогащая нас как соседей и друзей.
Сегодняшний день икэбаны в Японии.
Сейчас для этого искусства характерно весьма разностороннее развитие, В его основе лежат стремительные и масштабные перемены, происходящие в стране. От тяжелой промышленности мы перешли к индустрии точной техники и прикладной науке, а затем - к производству средств информации. Это отразилось на окружающей среде, на сознании людей, глубоко проникло в самые основы культуры, которые считались незыблемыми. Изменился и быт японцев, определяющий развитие икэбаны. Поэтому ее многообразие в наши дни не что иное, как движение, вызванное необходимостью отражать время и соответствовать ему.
Можно выделить две основные модели. Одна из них характеризуется стремлением укрепить существовавший до этого курс, сохранить его и возвратиться к традиционным классическим формам. Вторая активно и смело вторгается в современную жизнь, пытается создать новую икэбану, соответствующую произошедшим переменам в окружающей среде, в ощущениях и восприятии людей.
И если в последнее время в Токио участились выставки, воспроизводящие формы и технику классической икэбаны, то с другой стороны - обращают на себя внимание работы, которые можно было бы назвать своего рода монтажными. В них пересматривается растительный материал, и его особенности используются для создания композиций, вписывающихся в современный интерьер. Активизируются и попытки декорировать растениями торговые залы в магазинах.
Конечно, икэбана уходит корнями в традиционную японскую культуру. Она имеет 600-летнюю историю, но ее нельзя водворить в музей. Если же прилагать слишком много усилий для сохранения канонов, это может помешать рождению нового. Икэбану ставят современные люди. Она, как растения, должна быть всегда живой. Ощущать прелесть цветов, любоваться их красотой, украшать пространство вокруг себя, создавать своеобразные акценты в интерьерах, привносить какие-то перемены в жизнь - это созвучно каждому из нас.
Формы икэбаны отражают настроение и состояние автора в данный момент. Так и должно быть. Какой бы скромной ни была композиция, в ней обязательно содержится обращение ее создателя к зрителям. Именно этому придает огромное значение наша школа. Можно было бы назвать подобное состояние свободным, творческим или созидательным сознанием.
Икэбана не должна загонять живые растения в традиционный стереотип, ведь каждое из них имеет свои уникальные свойства и даже характер.
Вдохнуть жизнь в традиции.
Сказанное выше отнюдь не означает, что я причисляю все традиционное к чему-то устаревшему и отжившему. Задачи современности можно отнести к сфере неизведанного, неизвестного. Здесь нет ни одной проторенной, готовой дороги. Чем серьезнее и усерднее ищешь ее, тем больше хочется узнать, что думает об этом другой художник или как относились к тем или иным проблемам наши предшественники. Тогда перед мысленным взором внезапно воскресают во всем блеске творения предков, и ты начинаешь ощущать их душевное состояние в момент созидания.
Изучать классиков - значит постигать тайны их творчества, свободно оперируя собственной фантазией и не отдаляясь от проблем современности. Это в корне отличается от стремления во что бы то ни стало сохранить все, что оставили нам в результате тяжких поисков прежние поколения художников. Мы не должны запираться в рамках, называемых традициями, отказываться от контактов и избегать всяческих влияний извне.
Свободный дух - основа красоты.
Я собираюсь снимать фильм о художнике Сэн Рикю, жившем 400 лет назад. Он был истинным революционером в искусстве и трагически погиб. В то удивительное время в Японии закладывались основы икэбаны, чайной церемонии, театра Но, архитектуры, национальной керамики, фарфора, словом, слагаемых нашего самобытного искусства и культуры. Между тем, государство имело очень оживленные международные связи с Юго-Восточной Азией, Индией, арабскими и европейскими странами, не говоря уже о Китае и Корее. Шло непрерывное общение и в области цивилизации. Японцы относились ко всему чужеземному с присущим им любопытством, получали большой стимулирующий заряд и на этой основе создали свою культуру.
Когда собирались выдающиеся художники, поэты и ученые той эпохи, они не вели натянутый, педантичный разговор. Самураи, еще вчера сражавшиеся на поле брани, или торговцы, ломавшие головы над своими проблемами, в компании получали удовольствие от спектакля театра Но, вместе сочиняли танка (короткий японский стих), ставили икэбану или наслаждались чайной церемонией. Ведь они были просто обязаны, по понятиям того времени, обладать и художественным вкусом, и высокой культурой. В этой волнующей атмосфере зарождалась, шлифовалась, обретала глубину красота, «ковалось» японское эстетическое восприятие.
Мне кажется, что именно такими должны быть и современная жизнь, и икэбана, которую делает прекрасной именно наш вечно живой и трепетный дух. Главное - насколько свободно, перспективно и творчески мы сумеем приобщиться к истории, традициям, к различным людям и культурам, не подпадая под их властное влияние. Даже в одной композиции может проявиться результат подобного общения, это я испытал сам.
В течение многих веков икэбана впитывала перемены, происходившие в сознании и в быту людей той или иной эпохи, появлялись новые формы и стили, возникала новая красота.
Вот почему я против того, чтобы делать упор на экзотичность икэбаны. Например, в Советском Союзе мастера используют местные растения, опираются на собственные истоки культуры, восприятие жизни, и я надеюсь, что они сумеют создать яркое самобытное искусство.
Позиция школы Согецу.
За последние годы мы в корне пересмотрели свой курс. Раньше при создании композиций все внимание сосредоточивалось на цветах как на самом прекрасном, что есть у растений. Но, исследуя их разнообразные элементы и свойства, мы пытались взглянуть на них «свежим глазом», найти новые прелести, искали способы, позволяющие показать богатство и обаяние растительного мира с какой-то иной точки зрения. В результате мы пришли к твердому убеждению, что этот материал обладает особой выразительностью, не свойственной другим.
Например, если в функциональное пространство современной архитектуры внести всего лишь многообразие линий растений и создать конструкцию, то может получиться нечто удивительно живое, близкое человеку, спокойное и мирное. В таких композициях отражается бренность и быстротечность жизни растения, которое сначала дает росток, затем развивается, цветет, плодоносит, вянет и погибает. Тут возникает чувство времени, таящего в себе эфемерность бытия.
Когда мы вспоминаем скульптуры Родена, то возникают мощные образы, несущие в себе трагедию, драму, страдания. Эти произведения фокусируют взгляд зрителя. Однако в современных скульптурах больше, чем сюжет, ценится ощущение пространства, к которому любой может свободно прикоснуться. Да и общение людей с искусством тоже стало выходить за специфические рамки музеев и картинных галерей.
Подобные веяния времени коснулись и Согецу. В 1987 г. в честь 60-летия школы мы устроили в 200 точках по всей стране выставки «Икэбана на перекрестках улиц». Вместо традиционных залов с торжественной тишиной мы вышли с показами на самые оживленные места, чтобы как можно больше народу посмотрело работы и получило возможность различных контактов. Так Согецу меняет и свои формы, и взаимоотношения с людьми.
Вероятно, в дальнейшем икэбана будет легко и живо координироваться с пространством, демонстрируя естественные и свободные отношения автора со зрителем. Я вижу ее одновременно податливым и непреклонным, слабым и мощным средством выражения, которое все непосредственнее будет взывать к зрительному и даже физическому восприятию. 
Цветоводство № 2, 1989 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #8 : 02 Январь 2019, 20:56:55 »
Возрождаем народное искусство.
Еще в далеком прошлом многие народы Северной Европы использовали для внутреннего убранства дома поделки из тростника, диких и культурных злаков. В Эстонии, например, бытовало поверье, что в венке из первых колосьев года живет добрый дух, посылающий хороший урожай. Такой венок называли кроон (корона), берегли и вешали на видном месте. Кроме того, даже пучок соломы считался действенной защитой от привидений, а если из нее делали украшения, то они якобы спасали семью от дурного глаза.
Со временем венки трансформировались в другие декоративные изделия. Их «модели» различались по уездам, в обиходе были и разные местные наименования (ялль, круна, тубур), но в целом все эти тростниковые и соломенные украшения известны как крооны. Особенно популярны они были в западной части материка и на островах. Для декора брали крашеные полые яйца (пасхальные), яркие кусочки ткани, шерстяные нитки, птичьи перья.
Читать далее
Кропотливая работа требовала долготерпения и выполнялась в основном к большим событиям - свадьбе, рождению ребенка, Рождеству. Занимались ею старики и дети, ведь у них было больше времени.
В начале XX века эти этнографические украшения были забыты. А в последние годы для них наступила «эпоха Возрождения». Крооны стали вешать в квартирах, интерьерах общественных зданий, особенно в предновогодние дни.
Сказать, что крооны делают, не совсем точно. Их создают. Для этого нужно быть творцом, обладать чувством пропорции, формы, цвета. Обязательны также тщательность, аккуратность.
Забытое народное искусство не просто возродилось - оно приобрело новые современные формы и содержание. Их изготовлением увлекаются и взрослые, и дети. А творения больших мастеров произвели подлинную сенсацию на фестивале народного творчества в Москве, на смотрах и конкурсах аранжировки.
Таллиннские юннаты занимаются кроонами начиная с 3-го класса. Многие глубоко вникают в историю этих изделий, ведут поиск этнографических образцов из разных местностей Эстонии.
Для начала осваивают именно традиционные формы, а потом уже начинают фантазировать. Накануне Нового года за изготовление кроон берутся не только юные цветоводы, но и члены других кружков.. Каждому приятно принести домой на праздник такой подарок.
Лучшие работы экспонируются на выставке поделок из природного материала, которую мы проводим ежегодно с 10 декабря по 10 января. Здесь бывают школьники не только Таллинна, но и других районов республики, и каждый желающий может поучиться у нас, как сделать кроону самому.
Техника изготовления традиционных украшений несложна. Сухие полые стебли тростника заготавливают зимой, а других злаков - летом. Листья удаляют. На размеченной доске нарезают куски желаемой длины (без междоузлий). Концы обязательно должны быть косыми (45°) и с противоположным направлением срезов (рис. 1). Отрезки нанизывают по 12 шт. на крепкую нить в определенном порядке в октаэдр (это основная деталь).
Соединяя октаэдры друг с другом в подвижную или статичную конструкцию, получают готовый кроон.
Вот несколько примеров традиционных изделий из разных районов Эстонии.
На острове Пакри собирают 6 октаэдров из палочек разной длины (4 - по 7 см, а 8 - по 11 см), из них 4 монтируют в середине изделия, а 2 - по краям. Крепление неподвижное, декор - крашеные яйца (рис. 2).
В Северной Эстонии распространен Виру кроон (рис. 3): 6 маленьких октаэдров крепятся ниткой на углы большого и при колебаниях воздуха покачиваются.
Ныва кроон (рис. 4) представляет собой пирамиду из 14 деталей, украшенную скорлупой, а праздничный (рис. 5) собирается из множества мелких октаэдров.
Финский кроон (рис. 6) изготовлен из 1 большого, 6 средних и 36 маленьких деталей, соединенных подвижно.

Еще одна национальная поделка называется крясс (ежик). Сырую картофелину моют, чистят, придают ей круглую форму, продевают по центру крепкую нить и подвешивают на уровне глаз мастера. Соломинки одинаковой или разной длины равномерно втыкают в клубень (рис. 7). Работу можно украсть кусочками яркой бумаги или ткани, нитками, сухоцветами. 
М. Луйге, руководитель кружка аранжировки
Таллиннской станции юннатов
Цветоводство № 5, 1989 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #9 : 02 Январь 2019, 21:42:35 »
Полезные советы.
□ При выборе посуды под сухоцветы не ограничивайтесь вазами. С успехом можно использовать керосиновые лампы и утюги, заварочные чайники и детские игрушки, фужеры и конфетницы, подсвечники и статуэтки. Практически беспроигрышные варианты, особенно для новичков, - всевозможные изделия из рисовой соломки и бамбука вьетнамского производства, плетенье из лозы, макраме.
□ Интересного эффекта можно добиться, смешивая в букете сухие и искусственные растения.
□ Композиции в рамах, затянутых мешковиной, холстом, шелком, бархатом, сукном, «бархатной» бумагой - очень модное сейчас украшение интерьера. 
Цветоводство № 5, 1989 г.

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #10 : 02 Январь 2019, 21:57:09 »
Палитра декоратора.
Хочу поделиться своим методом подготовки цветов для зимнего букета. Все лето я сушу отдельные лепестки самых разных культур, а зимой с помощью пластилина собираю их в головки, почти не отличающиеся от настоящих (см. схему). Конечно, кто-то может сказать, что нет смысла так возиться, когда существуют традиционные способы - засушивание в песке, буре, вате и т. п. Но ведь и они требуют времени. К тому же в песке часто теряется главное - естественный цвет, да и для коробок нужно много места. А мой метод доступен каждому.
Для сушки использую старые книги с мягкой пожелтевшей бумагой, она лучше впитывает влагу. Если лепестки разложить достаточно аккуратно, не сминая, и оставить интервалы в 20-30 страниц, то натуральный цвет сохранится прекрасно. Особенно удачно получаются теплые оранжевые, красные, коричнево-желтые тона бархатцев, гайлардии, рудбекии, циннии, космоса, подсолнуха, а также розовый и желтый - шиповника.
Читать далее
Цветки плоские (флоксы, гортензия, виола) или со сросшимися долями околоцветника (петуния, душистый табак) сушу целиком. Удивительно, что у флоксов при этом не пропадает аромат, и так приятно, когда зимой из раскрытой книги неожиданно пахнёт летом.
Для «сборки» беру черные серединки соцветий рудбекии, гайлардии, космоса, а также плоды обычного лопуха (репьи) с нейтральной серой окраской. Заготовить репьи с лета не составляет труда, так как для них вообще не требуется специальной сушки. Цветоножками служат соломинки злаков. Конечно, из-за пластилина мой «цветок» чуточку тяжелее обычного, но стебель свободно его выдерживает. Фиксирую растения в пластилине, приклеенном ко дну вазы или в обыкновенном куске пенопласта, вырезанном по размерам дна.
Из небольших цветков, засушенных целиком, очень просто изготовить очаровательные «соцветия». Для этого беру веточку болотной частухи подорожниковой (Alisma plantagoaquatica), прилепляю к ее семенным коробочкам крошечные кусочки пластилина, а на них - флоксы или гортензию.
Делаю и выдуманные растения, не имитирующие природные. Например, к центру из репья креплю летучки клена. Такие «лепестки» надо заготовить осенью, пока они еще свежие, желто-зеленые, а зимой они, хоть и висят на ветках, но становятся хрупкими, грязносерыми.
Из высушенных листочков рябины выходят причудливые изделия с красивым пильчатым краем. А если еще добавить к каждому из них лепесток гайлардии, получится сказочный «хвост жар-птицы». Как видите, при этом методе открывается широкое поле для фантазии.
Конечно, в аранжировках я использую и различный дополнительный материал, также заранее подготовленный. Например, осенние ветки, расщепленные снизу, ставлю на 3 недели в смесь глицерина с водой (1:2). Особенно хороши после такой обработки береза, арония, магония, сохраняющие естественность, объемность. А вот крупные, тяжелые листья клена, дуба предпочитаю все же засушивать гербарным способом. Зимой аккуратно приклеиваю их к веткам пластилином.
Весенние древесные побеги консервации в глицерине не поддаются. Поэтому для оживления сухого букета зеленью обязательно закладываю в гербарий летом ажурные, орнаментальные листья папоротников, аквилегии, хосты, клевера, копытня.
Задумав форму и материал для композиции, подбираю подходящие побеги шиповника, если нужно, подрезаю их секатором, удаляю лишнее. Потом креплю на них клейкой лентой, пластилином высушенные гербарным способом или прошедшие глицериновую обработку ветки, листья. В последнюю очередь на мелкие ответвления насаживаю готовые цветки, сначала крупные, а между ними - мелкие. Поверьте мне, что эта работа займет у вас час-полтора, а декоративен такой букет всю зиму.
Конечно, я использую и традиционный материал. Нежность аранжировкам придают верба и клевер заячий с пушистыми серо-голубыми комочками (обрызганные лаком для волос, они не осыпаются). Темно-бордовые соцветия амаранта гармонично сочетаются со многими цветами, особенно белыми. Ветки гипсофилы, скумпии, частухи окутывают композицию легкой дрожащей вуалью. В дело идут рогоз - «камыш» (лучше обработанный лаком для волос, чтобы не пушился), всевозможные осоки, хвощи, ситники, злаки, луки.
У нас в Нижнекамске, где я руковожу городской секцией цветоводства и аранжировки ООП, уже стали традиционными выставки, где немалое место отводится новогодним композициям. Цель их - спасти от массовых вырубок ель, доказать, что небольшая изящная поделка (настольная, настенная) с успехом заменит лесную красавицу. Кроме елочных игрушек, свечей, мы добавляем в такие работы золоченые шишки, посеребренные ветки деревьев и трав, создающие ощущение праздника, сказки.
Как готовятся подобные атрибуты? Обыкновенные еловые и сосновые шишки, крупные соцветия зонтичных, отцветшую пижму, обмакнув в лак, опыливаем серебряной или бронзовой краской. А чтобы получить «заснеженную ветку», обливаем ее обыкновенным силикатным клеем и посыпаем тертым пенопластом.
Я убеждена, что искусство зимнего букета - это удивительный животворный мир богатства форм, линий, красок. Создание гармоничных, выразительных сухих композиций развивает наблюдательность, воспитывает любовь к природе и всему прекрасному, обогащает духовно. И очень важно, что наши работы, вызывая у людей восхищение, рождают у них неудержимое желание самим творить подобную красоту. 
Н.Е. Макарова, инженер по фитодизайну
Цветоводство № 5, 1989 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #11 : 02 Январь 2019, 22:08:39 »
Жанровые композиции пользуются успехом.
Все популярнее у киевлян становятся цветочные аукционы, которые проводятся в павильоне «Цветы Украины». Покупателям предлагаем подарочные, праздничные и другие корзины и букеты. Однако наибольшим спросом пользуются у них композиции жанровые, в национальном стиле. Это, главным образом, предметы домашнего обихода, декорированные сухими и искусственными цветами, овощами.
Благодарным материалом, например, служат листовые обертки кукурузных початков, лучше молодых. Вывариваем их 20-30 мин и сушим в подвешенном состоянии, скрутив при надобности спирально винтом, бантом.
Читать далее
Используем всевозможные растения, не теряющие при засушивании формы. А цвет им можно придать любой с помощью разных красителей. Так, жесткий и прочный материал (семенные коробочки мака, льна, древовидного пиона, ваточника) покрываем гуашью, в которую для закрепления подмешиваем клей ПВА. Крупные растения после этого можно еще задуть нитрокраской (накладываем даже несколько колеров).
Чтобы получить белый и пастельные тона, берем водоэмульсионную краску с добавлением гуаши (клей в этом случае не нужен).
Колосья, ажурную гипсофилу, кермек обрабатываем аэрозолями для ухода за кожей или подкраски автомобилей.
Если нужны «серебряные» или «золотые» предметы, предварительно покрываем их бесцветным или черным нитролаком и на невысохшую поверхность наносим соответствующую пудру.
Метельчатые растения «купаем» в горячей воде и вымачиваем 10-12 ч в крепком растворе хлорной извести (3 ст. ложки на 1 л). Затем промываем в холодной воде, даем ей стечь и помещаем в горячий раствор анилинового красителя до получения нужного тона. Вынув материал, на сутки подвешиваем его вниз метелками, а потом ставим в емкости до полного высыхания.
Дополнительно используем для декора жатую бумагу, цветные стружки, кружево, ленты, перья, фольгу. Делаем из них веера, султаны, банты, манжеты, скрепляя проволокой. Эти аксессуары очень нарядны и подсказывают интересные решения. Кроме того, умело подкрашенные, они могут имитировать растения, создавая большие поверхности, которые служат «привлекающим моментом» для формирования фокуса крупной композиции.
Сухие растения хорошо сочетаются с деревом, соломкой, лозой и даже со стеклом старой керосиновой лампы.
Для закрепления растений на деревянной поверхности вбиваем несколько гвоздей (по типу наколки) и залепляем их пластилином. Если композиция достаточно велика, гвозди берем покрупнее и опутываем стальной проволокой. Под очень крупные работы лучше взять мелкопористый пенопласт.
Готовую аранжировку для большей объемности, рельефности или плавности тоновых переходов иногда поддуваем аэрозолем, например, на «теневые» места наносим серый цвет, а на «светлые» - белый. Старую соломку можно обновить, придать ей интересный вид, покрыв (полностью или частично) одной или несколькими красками.
Т.Г. Шелехова
Цветоводство № 5, 1989 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #12 : 03 Январь 2019, 11:09:33 »
Полезные советы.
□ Если говорить об основе для аранжировок, то, конечно, идеальный материал - импортный оазис, выпускаемый специально для работы с сухоцветами. Однако в тех же целях можно с успехом использовать пластилин, оконную замазку, отходы отечественного стройматериала фенопласта (утеплитель), а также бывший в употреблении пиафлор из-под живых букетов. А вот металлические наколки и дырчатые держатели неудобны, так как тонкие и хрупкие стебли сухих растений на них крепить трудно.
□ Каким пользоваться инструментом? Стебли сухоцветов подрезают острым ножом или секатором (наискось, чтобы они лучше втыкались в основу), искусственные цветы - кусачками, листья - острыми ножницами.
□ При составлении зимнего букета бывает трудно обойдись без проволоки. Лучше всего иметь мягкую стальную или медную, толщиной 0,5-1,0 мм. Чтобы ее выровнять, один конец зажимают в тисках или привязывают, а за другой - сильно тянут плоскогубцами. Проволока должна быть незаметной в композициях, поэтому ее желательно покрыть черной или зеленой нитроэмалью. 
Цветоводство № 5, 1989 г.

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #13 : 03 Январь 2019, 13:18:31 »
Сказочный новогодний мир - в каждом доме.
Зима. Природа погружена в глубокий сон. Но для аранжировщика не бывает «периода покоя». Ведь это лишь кажется, что кругом ничего нет. Надо только увидеть, найти, преобразить, заставить «говорить» самые неприметные дары природы - замшелые и голые ветки, серые трутовики, коряги, сухие стебли трав. Конечно, цветы используются тоже, засушенные и живые, тепличные и комнатные. Пригодятся тыква, яблоки, капуста, даже засохшие на огороде побеги картофеля и помидоров. Да из чего только не делают зимние композиции!
Тем, кто увлекается аранжировкой всерьез, надо уже летом позаботиться о материале, заготовить сухоцветы, соблюдая известные в цветоводстве правила. Кстати, у гелихризума лучше сушить только головки и, пока они еще мягкие, «вискозные», проткнуть их тонкой проволокой, загнутой крючком. С такими цветами потом очень удобно работать.
Читать далее
Натуральным способом можно высушить целый ряд садовых растений, которые к бессмертникам не относятся: амарант, целозию, гипсофилу, вербаскум (коровяк), эрингиум, тысячелистник, таликтрум, солидаго, цимицифугу, луки, лунарию, физалис и артишок (в плодах).
Срезают и многие злаки, произрастающие повсюду как трава или сорняки. Часто их ставят на солнце, чтобы отбелить.
Нежные и сочные растения (пионы, георгины, гладиолусы, лилейники, розы) при обычной засушке теряют форму и окраску, поэтому применяют объемную. Стерильный гигроскопический материал (силикагель, чистый, просеянный и прокаленный песок, буру, вату) помещают слоем 1-2 см в картонную коробку, сверху кладут цветы на коротких ножках и полностью засыпают. При этом плоские располагают головками вниз, а объемные - вверх, чтобы лучше заполнились пустоты между лепестками.
Поступают и так. В дощечку вбивают гвозди острием наружу, накалывают на них короткие цветоносы, затем ставят в картонный ящик и засыпают песком (бурой, и т. п.) слоем 1-2 см.
В комнатных условиях процесс засушки длится до 30 дней. Готовые цветы осторожно вынимают и держат дома в закрытой таре до употребления.
Различные ветки и листья можно мумифицировать (термин мой - В. К.) в водном растворе глицерина (1:1 - 1:3). После тщательного размешивания в него погружают концы стеблей (ветки надрезают или расщепляют на 5 см). Лучше всего воспользоваться для разведения кипятком и поставить растения прямо в горячую жидкость на глубину 6-8 см. Операцию желательно проводить в прохладном помещении (в теплом - процесс ускоряется, но результаты хуже, да и раствор надо дважды менять). Раз в неделю концы стеблей подрезают.
После такой обработки листья и хвоя становится мягкими, «вискозными», сохраняют форму и не осыпаются. Правда, естественная окраска меняется: чем дольше растения стоят в растворе, тем она становится интенсивнее. Играет роль также время срезки. Листья мумифицируются за 1-2 недели, ветки - за 2-4.
Интересный эффект дает кристаллизация. Побеги, декоративные плоды погружают в насыщенный раствор поваренной соли (2:1) на 1-2 сутки. После наращивания кристаллов, величина которых зависит от помола, растения вынимают и сушат. Можно совершить операцию и быстрее: опустить материал в кипящий раствор и сразу вынести на мороз. Для получения синих кристаллов добавляют медный купорос, а зеленовато-бурых - железный.
Чтобы покрыть ветки «инеем», нарезают тонкие (2×20 мм) полоски папиросной бумаги и целлофана, смешивают их поровну и осыпают побеги, смазанные клеем. Эффект «снега» достигается тем же путем, но с помощью крошки пенопласта или парафина.
Для сухой композиции можно взять за основание деревянный спил, трутовик, корягу. Ветки к ним прибивают гвоздями, а более хрупкий материал укрепляют пластилином.
Часто зимой, особенно на Рождество, Новый год, используют свечи. Их несложно изготовить самим. Формы делают из фотобумаги, стеклянных шаров, разных бутылочек, коробочек. Фитиль - из обычной хлопчатобумажной нити, свитой до соответствующей толщины и высоты,- укрепляют по центру на спичке, карандаше. Чистый, белый, прозрачный парафин (технический не дает хороших тонов) расплавляют и добавляют краски (масляные из тюбиков, чернила от фломастеров, высококачественный обувной крем, губная помада и пр.). Затем заливают в форму и дают застыть (до 2 часов), лучше на улице. Убедившись, что парафин затвердел, картонные формы разбирают, а стеклянные обертывают тканью или бумагой, осторожно оббивают молоточком и снимают осколки, как скорлупу с яиц.
Употребляют и елочные украшения. Но все же, если есть возможность, не надо забывать о живых цветах, которые даже в небольшом количестве очень
усиливают общее впечатление. Естественно, их следует обеспечить влагой.
Какими бы материалами мы ни располагали, какими бы секретами ни владели, во всем надо знать меру. Ведь основная ценность работы декоратора - именно композиция, а не отдельные элементы, пусть самые диковинные. Так постараемся же показать людям с помощью нашего искусства сказочный новогодний мир, дадим им возможность хоть на мгновенье подняться над обыденщиной, помечтать, погрезить о чем- то светлом.
В. Калва
Цветоводство № 5, 1989 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Аранжировка
« Ответ #14 : 03 Февраль 2019, 10:05:51 »
Нарядные стилизации.
Культ дерева, приносящего счастье, благополучие и долголетие либо охраняющего от злых сил, существовал почти у всех народов мира, о чем свидетельствуют мифы и легенды. В Китае, например, священным считался персик (поддерживающий Вселенную), в Японии - сосна, слива и тоже персик, в Египте - платан, в Иудее - финиковая пальма, в странах Европы, у древних славян, кельтов, германцев - дуб, ясень, кипарис, падуб, береза, липа и т. д.
Не в этом ли истоки сегодняшнего стремления украсить свой быт стилизованным деревом? Тем более, что, выполненное со вкусом, сообразно с местом, обстановкой и поводом, оно может стать настоящим произведением искусства, а в новогоднюю ночь даже заменить елку. В отличие от искусственного бонсая такие композиции не копируют настоящие растения, а создают образ вымышленный. Одних они заставляют вспомнить о широко распространенном в библейских сюжетах древе жизни, или древе познания, растущем в райском саду, других - о полузабытых сказках Андерсена и братьев Гримм.
Читать далее
У нас в стране многие аранжировщики тоже начали создавать выдуманные деревья - от больших напольных с богатым декором до миниатюрных сувениров, где «кроной» служит просто одно сухое соцветие гортензии или гигантского лука.
На последней выставке московского клуба «Биофитум» экспонировалось несколько таких работ, выполненных в разной манере. Г. Орлова сделала великолепные «кроны» из крашеных соцветий частухи и борщевика, а В. Кузнецова сохранила естественный вид сухого материала - пучков трав, хвои.
«Стволом» в подобных композициях служат обычно ветки, укрепленные на подставке или в плоской вазе. Основание закрывают мхом, камешками, песком или даже мраморной крошкой.
Небольшие настольные деревца делают, как правило, из пестрых сухоцветов.
В этом виде фитодизайна, как и в других, можно дать волю фантазии, поэкспериментировать. Но все же очень важно выдержать единый стиль, добиться гармонии в цвете и пропорциях.
Особенно эффектно выглядят откровенные стилизации. Прекрасным примером могут служить швейцарские аранжировки, выставленные в витрине московского кафе-мороженого «Пингвин» на Тверской. В маленьких бочках укреплены на круглых крашеных палках правильные шары из веточек искусственного самшита, украшенные длинными свисающими лентами.
Выдуманное деревце для дома, рабочего кабинета, комнаты отдыха можно сделать самому. Вот достаточно простой технически вариант. На деревянном основании (доске, спиле) устанавливают ветку, прибив ее гвоздями или приклеив в выдолбленном отверстии. На вершине «ствола» фиксируют кусочек пенопласта. Отверстия в нем протыкают шилом, а концы вставляемых стеблей смазывают клеем.
«Крону» новогоднего деревца хорошо украсить игрушками, шишками, орехами, небольшими плодами, мишурой. 
Е.Я. Юдаева
Цветоводство № 6, 1990 г.
[свернуть]