НОТ* на грядках. Какому садоводу не знакома ситуация: в летний сезон после рабочего дня, доедая на ходу, спешишь в сад? И вот наконец там. Зеленые друзья обступают со всех сторон, но сразу охватывает беспокойство: дела «лезут» из всех углов. И начинаешь суетиться, хватаешься за одно, второе, третье. А тут солнце на закат. Все. День кончился! С сожалением кидаешь взгляд на недоделанное, думаешь, что надо бы не так, не то, и вновь ощутив дефицит времени и сил, отправляешься домой.
Вместе с тем на полках книжных шкафов стоят десятки книг по садоводству и огородничеству. Но кто видел садовника с книгой в одной и вилами в другой руке? А ведь совет дорог именно в нужный день и час.
Постепенно созрела мысль, что научную организацию труда необходимо перенести и на свое личное хозяйство, на свои личные дела. Поставил перед собой цель: сделать так, чтобы знать совершенно точно, что мне делать в каждый конкретный день и час, какими средствами и зачем.
Начал с того, что выяснил, а сколько же плодов и овощей требуется семье из трех человек по научно обоснованным нормам питания? Взял наиболее употребляемые традиционно культуры и высчитал - 1020 кг, а с учетом потерь при хранении и переработке да плюс семена и клубни на посадку — 1275 кг. Если все делать, как следует, по науке, то с 1 кв. м можно получить 8,5 кг плодов и овощей. А чтобы все рассчитанное количество вырастить, требуется - всего полторы сотки! Результат подсчета меня просто ошеломил. Мой сад может дать в 4 раза больше, но зачем мне столько? Лишняя работа на участке. Значит, мне не обязательно столько выращивать. А чтобы использовать весь участок, следует или изменить структуру сада-огорода, или привлечь всех членов семьи, а избыточный продукт можно будет реализовать. Но нельзя, чтобы сад превратился в ежедневное самоистязание, каторгу. После работы нужна разрядка, здоровый отдых на свежем воздухе, а не беготня по участку в попытках объять необъятное.
Составил себе сезонный календарь в виде сетевого графика, на который «навесил» виды и сроки работ, придерживаясь фенологических фаз. Стало наглядно видно, что делать, например, 10 мая. Это был субботний день. Конец первой декады. Работы: 1) посадка астр, 2) вырезка суши на вишне, 3) перепрививка вишни, 4) посев гороха, 5) опрыскивание клубней картофеля раствором микроудобрений или золы, 6) внесение под посадку ранней капусты пол-ных удобрений, 7) посев кинзы, В) посадка лука-севка, 9) посев огурцов дома или на участке под пленку, 10) посадка рассады помидоров в теплицу, 11) сев редиса и его сбор, 12) сев салата и его сбор, 13) вырезка суши на сливе, 14) по-садка рассады тыквы под пленку, 15) подкормка тюльпанов, 16) сев укропа и его сбор, 17) сев фасоли, 18) посадка порея на лето и его сбор после зимы, 19) сев кабачков дома в ящик под пленку, 20) подкормка и рыхление почвы под розами, 21) высадка луковиц гладиолусов,
22) рыхление под яблонями: 22 вида работ! Впору растеряться, но 2, 4, 9-15, 19 и 22-я работы сделаны и записаны уже до 10 мая. В работе 3 отпала необходимость. Значит, 1) сажаем астры, 5) опрыскиваем картофель, 6) вносим полные удобрения под раннюю капусту, 7) сеем кинзу, 17) фасоль, 18) порей, В) сажаем лук-севок, 21) гладиолусы, 20) рыхлим почву под розами и 16) собираем зеленные.
Нас трое. Жена посадит астры и гладиолусы, начнет сажать лук, сеять кинзу и прочее. Я займусь перекопкой почвы с удобрениями под капусту, подкормками. Сын вынесет и разложит картофель, приготовит раствор и опрыскиватель. Так все и было. Потом мы с ним вместе опрыснули картофель и прорыхлили почву под розами. Кончили быстрее, чем предполагали, и присоединились к жене, чтобы сажать и собирать. Мы прибыли в сад в 9 ч, а к обеду все кончили. За обедом, который принесли с собой в термосах, прикинули наши возможности и пришли к выводу, что завтрашнюю работу надо сделать сегодня, чтобы на завтра освободиться.
Сделано все, что запланировано, до 17 ч. Появляемся уже 12 мая вдвоем с женой. Сын учится. Объем работы на всю вторую декаду огромный, но мы выбираем ту, которую надо делать вдвоем (жена завтра прийти не сможет). Сегодня сажаем раннюю капусту и обрабатываем землянику. Сначала сажаем и поливаем. Потом я иду переодеваться в спецодежду, готовлю раствор, оба надеваем маски и опрыскиваем землянику. Промыли прокачиванием опрыскиватель. Переоделся, умылись, все убрали - и домой. Время работы в саду два часа.
И так день за днем. Работа стала известна наперед, появилась возможность планировать ее заранее, чтобы в нужное время все было на месте и сделано аккуратно, без спешки, заранее согласованными усилиями. Кстати, все удобрения, препараты были закуплены зимой и тогда же принесены в сад. Семена тоже куплены осенью, откалиброваны, протравлены, закалены и прогреты так, как этого требует культура. Зимой же я наточил, отремонтировал инвентарь, изготовил и купил новый.
Пришлось повнимательнее присмотреться и к планировке. Сад я купил у пенсионера. Весь был засажен яблонями (16 штук) по схеме 5×5. По трем сторонам периметра - восточной, южной, западной - плотной стеной через метр-полтора стояли 56 вишен трехметрового роста. Сад затенен с утра до вечера, полчища слизней, мокриц, гусениц. Большинство деревьев было больно паршой или другими грибными болезнями.
Все высокорослые деревья перенес на северную сторону, а рядом в 4 м с южной стороны на их место высадил более низкую облепиху и там же спланировал временно грядки с овощами. Глинистую, кислую почву произвестковал, перекопал с песком и перегноем. Южную стену из вишни думаю за три года проредить.
Часть участка, прежде занятую яблонями, придется задернить. Смысла нет обрабатывать лишнюю площадь. И вообще, стоит обдумать, есть ли смысл держать много яблонь? Не лучше ли сориентироваться на актинидию, ягодники, другие дефицитные плоды? Например, у меня нет груш, винограда, арбузов, дынь. Если подобрать сорта, сделать теплички, то вполне можно. Так, видимо, и поступлю в дальнейшем.
Сезонный календарь садовода-любителя представляется мне картой будущего «сражения», но более уточненную картину с подробными инструкциями по конкретному делу дает картотека. На карточках и выписки из книг по садоводству, и порядок работы, и все тонкости конкретного дела. Можно взять их с собой, можно прочитать и спрятать обратно. Мне все ясно.
Таким образом, наметились ориентиры в работе в саду и на огороде: 1) расчет необходимых продуктов, 2) расчет избыточной продукции для реализации с целью покрытия издержек на покупку удобрений и так далее, 3) расчет трудозатрат (иначе сад превратится в каторгу), 4) учет проделанной и предстоящей работы, хорошая подготовка к ней зимой, 5) составление плана и сезонного календаря по видам работ с учетом фенологических фаз. За зиму вполне можно построить все будущее, но пока воздушное «здание» сезона, предусмотреть все зависящее от тебя лично. Конечно, стихийное бедствие предусмотреть трудно, и град в один час может уничтожить весь труд. Но кто не рискует, тот не имеет. А вероятность итога от расчета 90-95%.
Что же дала мне в итоге научная организация труда?
Во-первых, в течение одной зимы все члены семьи стали (не побоюсь этих слов) высоко-квалифицированными садоводами. Отпала необходимость спрашивать соседей, что и как делать в саду. Наоборот, заметил, что стали копировать мои действия, а потом и просто начали спрашивать: «Как я успеваю все делать, хотя меня вроде и в саду не бывает?»
Картотека, сезонный календарь в виде сетевого наглядного графика, записи о проделанной работе позволили в любой день включаться в работу моим родным без разъяснений. Моя основная работа связана с частыми командировками, меня не бывает по неделе - две в месяц. Раньше сын-подросток или жена, хотя и приходили в сад охотно, но без ясной цели, делали кое-что без особой уверенности в необходимости этого, быстро оставляли начатое. Сейчас они приходят, прочитав записи, карточки, календарь, и делают все так, как надо, по своим силам. Если приедут старшие дети, то и они могут с любого этапа включиться в работу без меня. Количество ошибок, упущений, переделок стало гораздо меньше. Не стало бесполезного труда, сократились потери урожая. Труд стал приносить почти полную отдачу. Четко отсчитывается и сдается в потребкооперацию или плодокомбинат весь избыточный урожай. Резко сократилась трудоемкость, в сад стали ходить, как на праздник, работа и ее результат стали приносить глубокое удовлетворение, отдых душе и телу. Это фактор морального и, я бы сказал, социального порядка.
Появилась возможность планировать свое личное время, стало возможным и в разгар сезона, если не всем, то по одному сходить в кино, на рыбалку. Я уже не могу работать иначе. Настоятельно рекомендую всем друзьям-садоводам такую систему со своими, разумеется, поправками. Попробуйте, не пожалеете! Польза будет.
В. Курочкин
Приусадебное хозяйство № 4, 1987 г.
____________________________________
НОТ - Научная организация труда.