Автор Тема: Сенполия (фиалка)  (Прочитано 2869 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Сенполия (фиалка)
« Ответ #30 : 10 Январь 2019, 21:01:51 »
Фиалки на все вкусы.
Открытые в конце прошлого века сенполии становятся необычайно популярными в 60-х годах нашего столетия. В это время успешные работы Германа Холткампа (ФРГ) привели к созданию обильноцветущих устойчивых сортов с неопадающими цветками. Они дали начало серии РАПСОДИЯ и получили женские имена. В 1970 г. сын Г. Холткампа - Леон начал работать над новой серией ОПТИМАРА. К 1981 г. в нее входило уже более 100 сортов, которым были даны названия штатов и городов Америки и Канады. Для фиалок этой серии свойственны быстрое развитие и меньшая требовательность к освещению. Позже появились серии БАЛЕТ и МЕЛОДИЯ. Селекцией фиалок занимались не только известные фирмы, но и владельцы небольших теплиц.
В результате в настоящее время насчитывают около 6000 высокодекоративных сортов. Среди них выделяют несколько самостоятельных групп с типичными признаками, например, миниатюрные, полуминиатюрные, свисающие (ампельные), пестролистные, имеющие на листьях узоры из пятен белого, кремового, розового цвета.
Читать далее
Согласно нормам, установленным «Американским обществом африканских фиалок» (AVSA), по величине (диаметру) розетки взрослого растения различают микроминиатюрные (до 6 см), миниатюрные (до 15 см), полуминиатюрные (до 20 см), стандартные, или средние (от 20 до 40 см), крупные, или большие (от 40 до 60 см) фиалки. В зависимости от размера цветков сенполии делят на мелкоцветковые (до 2 см), средние (3-4 см), крупноцветковые (4-6 см), особо крупноцветковые (свыше 6 см).
Листья по форме обычно округлые, плоские, с зубчатым краем. У некоторых сортов они узкие, удлиненные, заостренные, ложковидные, с четко выраженными выпуклостями на поверхности. Кроме того, существует множество промежуточных вариантов. Листья также различаются по степени опушенности и по окраске - от светло- до темно-зеленой, иногда с оливковым оттенком, а с нижней стороны - от светло-зеленой до пурпурной.
Цветки сенполий бывают простые, полумахровые и махровые. В свою очередь, они делятся на обычные, звездчатые, округлые, колокольчиковидные, а лепестки - на простые (прямые), волнистые и бахромчатые. Окраска цветков очень разнообразна - синяя, пурпурная, вишневая, малиновая, сиреневая, фиолетовая, голубая, бледно-салатовая, розовая, белая. Необычайно богата гамма оттенков: от ярких, насыщенных до бледных тонов.
Особенность окраски большинства сортов (за исключением белой и розовой) состоит в том, что в ней всегда заметно присутствие различного по интенсивности фиолетового оттенка.
Известно множество двух- и далее трехцветных сортов: белые с синим или розовым рисунком; розовые с фиолетовым; иногда могут сочетаться розовый, фиолетовый и малиновый цвета, причем их расположение на лепестках служит сортовым признаком, так же, как и обилие и периодичность цветения.
Во многом декоративность растений зависит от цветоноса (прямостоячий или полегающий) и размещения на нем цветков. Это тоже сортовой признак, равно как и свойство последних быстро опадать или подолгу сохранять свежесть (до 3-4 недель).
Следует обратить внимание на некоторые особенности содержания гибридных сенполий. Выращенные из листьев экземпляры наиболее декоративны первые 2-3 года. Со временем у них появляются нежелательные изменения: оголяется стебель, мельчают цветки, иную форму приобретают листья. Для сохранения сортовых особенностей сенполии необходимо периодически обновлять, получая молодые растения из листовых черенков.
Изменения размера, интенсивности окраски цветков и листьев могут быть вызваны условиями содержания. Влияет на это и время года. Например, весной цветки бывают крупные, имеют более интенсивную окраску. Особенно заметны такие отклонения у многоцветных сортов. При вегетативном размножении некоторые культивары устойчиво сохраняют свои свойства, другие теряют их. В последнем случае для того, чтобы воспроизвести растения с характерными признаками маточного экземпляра, необходимо получить из листового черенка несколько розеток. Из них только одна или две могут оказаться полностью идентичными данному сорту.
Есть сенполии, у которых при размножении листовыми черенками ни одно молодое растение не воспроизводит исходный сорт. Такие культивары возобновляют только дочерними побегами.
Полученные вегетативно растения с отклонениями в окраске цветков от исходного сорта называются «спорты». В одних случаях изменение цвета появляется и снова исчезает, в других закрепляется, и тогда термин «спорт» может входить в название сорта (например, «Невада-спорт»).
В редких случаях (1 из 100) из листовых черенков неожиданно получается совершенно новая форма, отличающаяся от исходного экземпляра окраской, величиной, формой цветков и листьев. Особенно заметны такие изменения у многоцветных сортов. В дальнейшем, при повторном черенковании, вновь приобретенные качества могут устойчиво повторяться.   
Б.М. Макуни, Т.Н. Макуни
Цветоводство № 1, 1990 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Сенполия (фиалка)
« Ответ #31 : 07 Февраль 2019, 19:51:32 »
Славные дети семейства геснериевых.
Ну что сказать о сенполии? Если до сих пор о ней не сложены стихи, то это просто значит, что либо нет хороших поэтов, либо хорошие поэты не заходят к цветоводам. Говоря серьезно, через увлечение фиалками прошел, наверное, каждый неравнодушный к цветам человек. Это к тому лее самое распространенное растение в наших офисах, где зачастую в совсем неподходящих условиях сенполия упорно растет и цветет. А что делается в частных домах! Какое буйство красок царит в фиалочном царстве даже очень скромного любителя сенполий!
Другая звезда комнатного цветоводства - глоксиния - не так демократична. Она предпочитает более хлопотливых хозяев, которые не поленятся обеспечить ей не только летний уход, но и зимний покой.
Одно из важнейших условий для нормального развития сенполий - правильная освещенность. К сожалению, на это не всегда обращают должное внимание. Сенполии - теневыносливые растения, оптимальный вариант для них - мягкий рассеянный свет на протяжении 11-13 ч в сутки.
Читать далее
Изменение долготы дня в течение года сказывается на состоянии растений. Зимой в средней полосе и северных районах России в условиях короткого дня даже при интенсивном освещении (солнечные дни) у сенполий замедляется рост, засыхают бутоны, а новые не закладываются. В летнее время, когда день длится 16-17 ч, наряду с появлением цветоносов в пазухах листьев часто образуются пасынки.
При правильном освещении растения формируют компактные розетки с хорошо окрашенными листьями, которые в нижнем ряду расположены почти горизонтально или слегка приподняты. Молодые листья зеленые и сочные. Из их пазух появляются многочисленные цветоносы с бутонами.
Избыточное освещение угнетает растения. В первую очередь у них замедляется и затем прекращается рост. Светло-зеленые листья желтеют, темно-зеленые приобретают коричневый оттенок, прижимаются к краям горшков. Листовые пластинки становятся плотными, черешки укорачиваются. В центре розетки молодые листья смыкаются друг с другом. Развиваются короткие цветоносы, иногда им трудно выбраться из-под листьев, они деформируются. Цветки мельчают, их окраска теряет интенсивность, они быстро увядают. Если такую сенполию притенить, то для восстановления декоративности потребуется немало времени. Свойственную данному сорту окраску постепенно будут приобретать только вновь развивающиеся листья, нижние не изменятся, и их со временем нужно удалить. Для притенения используют тонкие хлопчатобумажные ткани (ситец, марлю), тюль, забеливают стекла окон зубным порошком. Если света не так много, достаточно, например, одного слоя марли, когда же на растения падают прямые солнечные лучи, их нужно два-три. Менее пригодна полиэтиленовая пленка - рядом с ней заметно повышается температура, поэтому укреплять ее следует снаружи окна или между рамами. Для дополнительного затенения можно использовать ампельные и вьющиеся светолюбивые растения - традесканции, колумнеи, эсхинантусы.
При недостатке света сенполии перестают цвести, черешки листьев вытягиваются, утончаются, листовые пластинки темнеют, увеличиваются, теряют плотность, становятся тоньше. Если листья сформировались в таких условиях, то при увеличении освещенности они не изменятся, нормальную окраску и структуру будут иметь лишь образовавшиеся вновь.
Освещенность зависит не только от ориентации окон по сторонам света. В одном случае над южным окном может оказаться балкон или лоджия, а напротив - деревья, здания, отбрасывающие тень. Сенполии на таком подоконнике будут развиваться хорошо. В другом случае в комнату может поступать дополнительный свет, например, отраженный от белых зданий. Каждый цветовод должен подбирать место для растений с учетом таких особенностей.
Различным сортам сенполий требуется разная освещенность. Культиварам с темно-зелеными плотными листьями достаточно легкого притенения, их располагают на подоконнике ближе к стеклу. Сорта с волнистыми светло-зелеными сильно опушенными листьями, а также с крупными звездчатыми цветками нуждаются в значительном притенении.
Во второй половине февраля количество ясных дней заметно увеличивается. Солнечные лучи отражаются от снега, общая освещенность возрастает. В это время растения следует начинать притенять во избежание ожогов и пожелтения листьев. С конца октября в средней полосе в этом необходимости уже нет.
Выращивание сенполий при искусственном освещении требует определенных знаний. Лампы накаливания для этой цели малопригодны - они неэкономичны и выделяют слишком много тепла. Обычно используют люминесцентные лампы, которые дают достаточно света, слабо нагреваются, потребляют мало энергии.
Зимой досвечивание сенполий, стоящих на окне, не всегда приносит ощутимые результаты, так как здесь немного холоднее, чем в комнате. Растения, даже получающие достаточно света, при низкой температуре (около 15°С) не выходят из состояния покоя.
Сенполии можно с успехом выращивать в глубине комнаты под люминесцентными лампами, которые включают на 12 ч в сутки, желательно в одно и то же время. Расстояние от ламп до растений - 20-24 см.
Для выращивания сенполий при искусственном освещении лучше изготовить секции в виде книжных полок. Они наиболее удачно вписываются в интерьер квартиры. При желании две или несколько секций можно составить вместе. Размер каждой 1350×500×500 мм. Материал - дерево, покрытое пластиком (внутри - светло-голубым, снаружи - «под дерево»). В секции в 5 см от «потолка» на расстоянии 15 см друг от друга монтируют 3 люминесцентные лампы мощностью по 40 Вт каждая. В одной секции размещают до 25 взрослых растений. Дроссели, необходимые для работы ламп, создают нежелательную вибрацию, поэтому их располагают отдельно в специальном кожухе, где устанавливают тумблер общего включения, а также дополнительные выключатели на каждую лампу, позволяющие регулировать освещенность. При такой конструкции для сенполий создаются оптимальные условия: правильное освещение, повышенная влажность воздуха и благоприятная температура (на 2-3° выше, чем в комнате).
При искусственном свете сенполии растут значительно быстрее, обильно цветут, формируют хорошо развитые, блестящие листья. В таких условиях размножать их можно круглый год. Если поместить в секцию аквариум, поставив его на бок, получится тепличка для укоренения листовых черенков и подращивания молодых розеток.
Секцию размещают в любой части комнаты, но так, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на растения. Много хлопот доставляет своевременное включение и выключение ламп. Сейчас в продаже бывает программное устройство «Сигнал-201», выполняющее 16 команд по трем каналам управления. При помощи его можно автоматически включать и выключать в заданное время все или часть ламп.
(Из книги Б. и Т. Макуни «Сенполия - узамбарская фиалка»)
Цветоводство № 1, 1992 г.
[свернуть]

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 634
  • Пол: Женский
  • Дачник
Re: Сенполия (фиалка)
« Ответ #32 : 08 Февраль 2019, 08:51:19 »
«Химеры» цветочного царства.
Цветкам сенполий присуща пурпурная гамма расцветок как композиция из нескольких пигментов - красного, синего, розового. После многих лет усилий селекционерам удалось получить такие мутанты, у которых синтезировался лишь один пигмент, или вовсе утрачивалась такая способность (альбинизм).
Впоследствии эта сравнительно скромная палитра была дополнена так называемыми двухцветными гибридами, которые представляли собой альбиносные фиалки с частично восстановленной способностью к пигментации. Это обусловлено метаморфозами цитоплазмы. Сочетание нормальных, синтезирующих пигменты, и альбиносных клеток наглядно проявляется в окраске цветков.
Читать далее
Подобные мутации нетрудно получить путем полового размножения, когда в качестве материнского используются мутантные альбиносные (белоцветковые) растения. В результате получаются различные типы смешанных колеров: «двухцветные» - с хаотичным расположением белых и цветных участков, с более интенсивной окраской центра цветка, с каймой; «фантазѝ» - дополнительный рисунок на лепестках в виде точек или штрихов.
Именно к таким мутантам принадлежат и «химеры», у которых каждый окрашенный лепесток имеет посередине четкую белую или более насыщенную пигментом полосу. Подобные мутанты весьма устойчивы, хотя в дальнейшем использование их в качестве одного из родителей при размножении половым путем дает непредсказуемые сочетания. При этом двухцветных гибридов получается около 30%, остальные бывают одноцветными. Из них выбирают самые декоративные и размножают листовыми черенками.
«Двухцветные» фиалки и фиалки типа «фантазѝ» в коллекциях встречаются довольно часто, а вот «химер» практически нет, хотя наша любительская статистика неоднократно фиксировала появление этих загадочных мутаций. В чем же дело?
Поскольку известно, что двухцветность связана с изменениями цитоплазматических структур пигментосинтезирующих клеток, а у «химер» более упорядоченное (послойное) расположение таких клеток, то воспроизведение их удается только при условии полного сохранения сформировавшейся ткани. Это возможно лишь при размножении стеблевыми черенками (верхушками) и образующимися пасынками экземпляров, у которых все цветки «химеры» (что случается очень редко). Чаще такие мутации бывают частичными - «химерные» цветки появляются лишь на одном цветоносе, тогда как на других они окрашены иначе.
У таких растений нужно укоренять фрагменты цветоноса, который представляет собой особую форму стебля. Доказательство тому - довольно частое замещение цветоносов пасынками, особенно после повреждения точки роста сенполий насекомыми или поражения грибными заболеваниями.
Однако укоренение цветоносов имеет свои сложности, поскольку они слишком тонки, а из-за отсутствия нормальных листьев обладают ограниченной способностью к фотосинтезу. Сначала у цветоноса стерильным лезвием бритвы удаляют бутоны и цветки и припудривают срезы толченым древесным углем. При этом надо быть очень внимательным и сохранить находящиеся под бутонами два крохотных слаборазвитых листочка. Через 2-3 недели они начнут развиваться, а цветонос будет утолщаться, и уже спустя 2-3 месяца его диаметр станет вдвое больше. Из пазух увеличившихся листьев начнут появляться новые, даже может образоваться две точки роста. Следует поочередно удалять листья маточника, чтобы в последующем молено было пригнуть его стебель к земле и укоренять цветонос по принципу отводка. Для более интенсивного прилива питательных веществ к новому стеблю следует прищипнуть верхушку растения.
Содержать «химерный» маточник лучше в отдельной тепличке со строгим контролем влажности воздуха и освещения, чтобы не допустить развития грибных инфекций. В такой среде корни на цветоносе появляются через 2-3 месяца. Пригибать растение следует постепенно, а когда стебель коснется субстрата, его надо присыпать сверху землей. На маточнике продолжают удалять листья, опудривая срезы измельченным в порошок углем.
Разросшиеся из цветоноса один или два побега и будут новыми полностью «химерными» розетками сенполий, которые в дальнейшем могут служить маточниками для получения «химерных» стеблевых черенков и пасынков.
Рекомендуемая методика весьма тонка и требует незаурядного терпения, постоянного внимания. Но ведь и цветоводы-любители - люди особого склада, которым многое по силам, а когда поставлена цель, ее достижение для них выше всех наград. 
В. Горжанов
Цветоводство № 1, 1992 г.
[свернуть]